Нет, наверное, в нашей стране такого человека, умеющего завязывать кроссовки, который не знал бы, что такое «Конжак». Да, вот так просто - «Конжак», без всяких дополнений и уточнений, так как это слово уже очень давно ассоциируется лишь с одним событием - Международным горным марафоном «Конжак» в Краснотуринске.
«Конжак» уже давно стал, не только национальным достоянием России, не только самым старым горным марафоном страны и одним из старейших горных марафонов в мире, он превратился в ... легенду. Легенду о испытании на прочность, о самопреодолении, легенду о победе над собой.
Все это стало возможным благодаря энергии и энтузиазму одного человека. Зовут его Александр Алексеевич Никишов.
Подробнее о истории забега читайте в публикации Горный марафон «Конжак».
TRAIL-RUN: Прежде всего, давайте не будем томить читателей, когда откроется регистрация на XXIII Международный горный марафон «Конжак»?
А. НИКИШОВ: Обычно мы открываем регистрацию в апреле. Точную дату пока называть не берусь. Бывало, что процесс начинался и в начале мая, и даже в середине. Все зависит от того, как быстро утвердят наше Положение в Федерации легкой атлетики и Министерстве спорта Свердловской области.
Старт, по традиции, состоится в первую субботу июля, то есть 7-го числа. Размер прошлогоднего стартового взноса для всех возрастных групп мы поднимать не будем, хотя продолжающаяся инфляция невольно увеличивает затраты организаторов. Но при повышении взноса пострадают участники, среди которых люди разной обеспеченности.
Фото Ивана Захарова.
TRAIL-RUN: Что нового ожидает участников марафона?
А. НИКИШОВ: На двух последних стартах марафона «Конжак» устанавливался абсолютный главный приз, который был весомее всех других бонусов, и естественно, доставался он победителю среди мужчин, что ставило в неравное положение женщин-участниц марафона. Такая инициатива принадлежала бывшему председателю правительства Свердловской области Денису Паслеру. Затем его почин поддержал депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергей Бидонько.
Учтя мнение и участников, и организаторов, Сергей Юрьевич предложил уравнять призы за первое место у мужчин и женщин и установить их в размере 200 000 рублей каждому. Оставшиеся 100 000 из выделенного им призового пакета в 500 тысяч рублей будут разделены между участниками, занявшими второе место у мужчин и женщин. Остальную призовую сетку (абсолютные десятки и возрастные группы) мы надеемся сохранить без изменений.
Гора Конжаковский камень 1 569 метров. Фото Рустам Гайфуллин.
TRAIL-RUN: Как эволюционировал горный марафон «Конжак» за более чем 20-летнюю историю? Что, по-вашему, изменилось в лучшую и в худшую стороны? Как изменились его участники?
А. НИКИШОВ: Несомненным плюсом мероприятия явился выход на природу тысяч людей, их преодоление собственной слабости. Я убежден, что все они укрепили здоровье, а это обернется для всего общества только пользой.
Среди минусов вижу очень разномастную зрительскую аудиторию, в которой большинство составляют бездельники и выпивохи. Кстати, сей факт чрезвычайно угнетает бегунов. Что касается спортивного роста, то очень многие после марафона стали мастерами спорта, а кое-кто дорос до Олимпийских и Паралимпийских игр.
TRAIL-RUN: А вы пробовали как-то бороться с этими «выпивохами»?
А. НИКИШОВ: Каждый год не только думаем об этой проблеме, но и действуем. Сотрудникам полиции рекомендовали временно арестовывать чрезмерно пьяных людей и дебоширов с составлением административных протоколов. Но как это сделать в полусотне верст от города?
Предлагали сотрудникам совершать досмотр проезжающего на поляну автотранспорта с целью изъятия спиртного. Но длительность процедуры и нехватка кадров свели все на нет.
Ужесточили пропускной режим (на три дня!), разрешая проезд в стартовый лагерь строго по номерам (то есть, только участникам марафона), но все равно упустили негодяев, которые в течение ночи не позволили спортсменам уснуть громкой музыкой.
TRAIL-RUN: Изменилось ли, со времени первых стартов отношение власть имущих, местных властей, государства к «Конжаку», к таким вот популяризаторам и энтузиастам горного бега, как вы?
А. НИКИШОВ: В плане поддержки и финансирования изменилось не очень многое. Мой соратник Павел Леонидович Попов как-то сравнил меня с занозой, которая не дает покоя чиновникам и функционерам, вынуждает их шевелиться, что не всегда тем по нраву.
Если говорить конкретно, то Москва, вероятно, вообще не ведает о нашем существовании. А вот область в лице Министерства физической культуры и спорта Свердловской области помогает нам с 2005 года. Его среднее вливание в марафон ежегодно составляет сумму не менее 300 тысяч рублей.
С местной муниципальной властью городов Краснотурьинска и Карпинска несколько сложнее. Ввиду сложностей с формированием бюджета администрации обеих городов не в силах достойно финансировать наше мероприятие, хотя следует отметить, что руководство соседнего города с каждым годом наращивает свое финансовое присутствие.
Алексей Никишов, Евгений Ройзман и Александр Никишов.
Многие годы нам просто везло на хороших и отзывчивых людей. Так, участник нашего марафона и депутат Государственной Думы РФ Евгений Ройзман обратился с предложением помочь марафону к председателю Федерального Собрания РФ Сергею Михайловичу Миронову, и тот откликнулся, выделив в призовой фонд 300 тысяч рублей.
Великолепный жест совершил в 2009 году бывший генеральный директор Богословского алюминиевого завода (это градообразующее предприятие Краснотурьинска) Анатолий Васильевич Сысоев. Он уже десяток лет поддерживал марафон, но, став свидетелем невероятной борьбы на финише между Андреем Ярославцевым и Романом Дедовым, был потрясен и распорядился увеличить наградные. Тогда его личный взнос составил 512 тысяч рублей.
По инициативе того же Евгения Ройзмана и шеф-редактора интернет-портала Znak.com Аксаны Пановой генеральным спонсором марафона в 2012 году выступил коммерческий банк «Агропромкредит», выделивший 1,5 миллиона рублей.
Когда марафон «Конжак» стал лучшим проектом в области спорта в Свердловской области, а затем и победителем регионального конкурса по Северо-Западному и Уральскому федеральным округам, на нас обратило внимание областное Министерство развития туризма. И не напрасно.
В финале Национальной премии в области событийного туризма RUSSIAN EVENT AWARDS 2014 наш проект занял второе место. Минтуризма финансировало нас два-три года, а затем отказал, сославшись на необходимость поддержки слабых и отнюдь не самых массовых проектов.
Про новые инициативы Дениса Паслера и Сергея Бидонько я уже говорил. Да, в прошедшем году на новую для себя высоту подняла участие в марафоне компания «Полиметалл», выделившая на призовой фонд и изготовление медалей более полумиллиона рублей. Вот и все наши вершины за 22 года существования.
Фото Рустам Гайфуллин.
TRAIL-RUN: Говорят, что рекорд марафона «Конжак» Михаила Сумочкина из Казани в 2001 году – 2 часа 58 минут и 1 секунда, был установлен на более короткой, чем существует сегодня, дистанции?
А. НИКИШОВ: Да, это так. Трассу мы увеличили в 2005 году, ровно на два километра. Старая полянка у дороги уже не вмещала более тысячи участников, и мы по согласованию с администрацией поселка Кытлым, перенесли старт на бывшие покосы сельчан у реки Катышер. Это был разумный шаг, в то время другого выхода не было.
И вот это разделение на рекорды по старой трассе и по новой мы решили не делать, чтобы сохранить единую целостную традицию. Ведь есть же рекорды и во всех возрастных группах (кстати, они почти все улучшены на более длинной трассе). Поэтому рекорд остается у Михаила – 2:58.01.
Кстати, Евгений Марков мог даже его побить в 2016 году (2:58.23), но сбросил скорость на последних 2-3 километрах из-за отсутствия конкуренции. И все же я уверен, что при совпадении всех положительных факторов (личная подготовка, конкуренция, состояние трассы) рекорд Михаила падет. А вот женщины уже улучшали старый рекорд 2004 года Раисы Михайловой (3:40.53) на новой трассе, причем дважды – сначала Вероника Лопатина в 2012 году (3:38.51), а затем в 2016 году Антонина Огородникова (3:35.13). По рекорду Тони у нас возникли вопросы… Хотя доказать пока ничего невозможно.
Фото Ивана Захарова.
TRAIL-RUN: А что за вопросы?
А. НИКИШОВ: Никто еще и никогда не видел на «Конжаке» столь резвого финиша, как у Антонины. Честное слово, это смутило не только нас, но и некоторых лидеров марафона, с которыми я разговаривал. Причем ее бешеный рост после прошлогоднего пятого места просто заставляет задуматься. Так что вопросы остаются. При полном отсутствии фактов.
Лет пять назад тогдашний руководитель Ассоциации скайраннинга России Евгений Колчанов предлагал марафону безвозмездные услуги одной антидопинговой лаборатории. Мы были не против. Но затем, ближе к марафону, спецы-фармакологи оценили свои услуги в 80 тысяч рублей. На этом все и закончилось.
TRAIL-RUN: Марафон «Конжак» вот уже второй год находится как в национальном календаре по скайраннингу, так и в календаре по трейлраннингу и даже стал частью Кубка Российской Ассоциации трейлраннинга. Как вы к этому относитесь?
А. НИКИШОВ: К любому расширению календарного присутствия мы относимся положительно. Представители разных ассоциаций и специализаций только усилят беговой потенциал нашего старта.
TRAIL-RUN: Как складываются ваши отношения с различными спортивными федерациями (горный бег, например, или скайраннинг), Министерством спорта тем же, есть от них какая-то реальная помощь «Конжаку»?
А. НИКИШОВ: Минспорта в течение 13 лет является нашим официальным партнером. Ассоциация скайраннинга реально помогла лишь раз, в 2015 году, когда ее руководитель Евгений Колчанов изготовил нам нагрудные номера. Да, и еще в прошлом году Евгений Марков дополнил призовой фонд денежными сертификатами.
TRAIL-RUN: Могли бы вы вспомнить какую-нибудь смешную или курьезную историю, произошедшую на «Конжаке»?
А. НИКИШОВ: Их много, и со временем наберется на целый сборник. Вот самый распространенный анекдот. Последние участники на вершине горы обращаются к волонтерам: «Можно, мы останемся здесь? Ведь скоро прилетит вертолет, разрешите с вами долететь до финиша».
А еще веселей, только не смейтесь. Многие в городе недоумевали, когда я с женой и детьми пропадал в горах в любое время года.
- Ну, вот дождь, снег, туман, холод. Что они там делают? – спрашивали одни.
- Да золото ищут! На марафон же нужны средства, - отвечали им другие.
Александр Никишов с сыном Алексеем на «Конжаке» 2015.
TRAIL-RUN: Кто помогает вам в организации марафона? Может быть, ваши сыновья продолжат традиции?
А. НИКИШОВ: У меня сложился костяк, который я никогда не променяю и никому не отдам! Моим друзьям доверяю всецело – они не подведут.
Что касается сыновей, то пока больше помогает старший – Дмитрий. Он со мной на всех выездах на подготовку – идет с бензопилой, с топором, с вешками, с дровами и водой на плечах.
Алексей же живет в Екатеринбурге, часто не наездишься. Пусть пока тренируется, бегает, улучшает результаты. Конжак, похоже, и его пленил на всю жизнь.
А кто продолжит? Зачем об этом думать? Пока находишься в форме, лучше не отвлекаться, а то собьешься с ритма или расслабишься.
TRAIL-RUN: Марафон «Конжак» входит в десятку самых старых горных марафонов планеты Земля. Как вам удалось сохранить его в течение стольких лет?
А. НИКИШОВ: За счет веры в людей. Друзья говорили: если все устанут, отвернутся – пускай, мы и впятером будем готовить трассу, справимся.
А самые близкие спортсмены вообще наполняли верой: даже если не будет пунктов питания, сервиса, выплат призовых – мы все равно приедем. Ты нас влюбил в эти горы…
TRAIL-RUN: В чем, по-вашему, дух марафона «Конжак»?
А. НИКИШОВ: В вечном преодолении.
Сайт марафона: http://marafon.krasnoturinsk.org/